Вторник
18.06.2019
16:52
Приветствую Вас Гость
RSS
 
КОГОБУ ШОВЗ г.Вятские Поляны
Телефон: 8(83334)6-18-78
Адрес электронной почты: korrectcionvp@mail.ru
Главная Регистрация Вход
Сергеева Елена Николаевна »
Юбилейные даты

Проекты
Подари детям радость
Сады Победы Благоустройство Новогоднее настроение

Сведения о школе

Кировская правда

Форма входа

Телефоны
«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов
Детский телефон доверия


Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Счетчик Спутник

 

«Развитие творческих способностей детей с ограниченными  возможностями здоровья через кружковую деятельность «Батик».

«Истоки творческих             

                                                                                                 способностей   дарований детей на кончиках их пальцев.

                                                       От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

                                                                              которые питают источник творческой 

                                                                             мысли.  Другими словами: чем больше    мастерства в детской

                                                                ладошке, тем умнее   ребёнок»

                                                                                                                                 Сухомлинский В.А.

Что такое творчество? Как проявляются творческие способности?

   Существует несколько определений творчества. Известный американский психолог П.     Торранс пишет:  « Креативность – значит капать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, зажигать солнце, строить замок на песке, проходить сквозь стены, приветствовать будущее».

  С точки зрения М. Р. Львова, творчество – это созидание, это деятельность, результатом  которой является создание новых материальных и духовных ценностей».

       В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла её переориентация на гуманистические, личностно - центрированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих способностей начиная с раннего возраста.

        В процессе трудовой деятельности создаются условия для развития творческих способностей. Творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоения способа существования в современном мире. Для реализации этого направления создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.  Детям с нарушением интеллекта  непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог  должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию творческих способностей.

    Практика показывает, что развитие творческих способностей у учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой задачей.  Для каждого учащегося необходимо создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем.

     Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

       Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

1.         Приобщить учащихся к творческой работе

2.         Прививать интерес к творчеству, поиску

3.         Развивать навыки созидания, самореализации.

      Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих работу своими руками, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату.

     «Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо, как можно раньше». Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеет как урочная, так и внеурочная деятельность (кружки).  Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе. Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более работоспособным, но самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа.

      В школе есть все условия для проведения  кружковой деятельности профессионально трудового обучения и развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта.

 

Позитивный педагогический опыт 

 учителя трудового обучения

      Елены Николаевны Сергеевой.

 

                        Истоки творческих способностей   дарований детей  на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой    мысли    Другими словами: чем больше  мастерства  в детской ладошке, тем умнее    ребёнок» Сухомлинский В.А.

 

              

       В настоящее время все чаще говорится  о том, что необходимо как можно больше открывать рабочих профессий. Целью профессионально – трудового обучения в коррекционной школе является подготовка  учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работ.  Профессионально –  трудовая  подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционную направленность в развитии личности школьников с особыми образовательными потребностями.

     Трудовая подготовка в нашем образовательном учреждении  осуществляется  по следующим профилям трудового обучения: столярное дело, обувное дело, цветоводство, швейное дело, бисероплетение.  Работая учителем,  мне бы хотелось свое внимание уделить  профилю трудового обучения, как швейное дело. СЛАЙД № 2. Все рабочие учебные программы по  швейному делу для учащихся  разработаны на основе  программы для  специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: под  редакцией В.В. Воронковой,    допущенной  Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует 1 варианту базисного  плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.                                                                                       

      Данное обучение предусматривает подготовку учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений к самостоятельному  выполнению производственных заданий  по пошиву белья  и легкого платья  со специализацией  по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.  На первый план выступают такие конкретные задачи, как сообщение воспитанникам определенной системы знаний по тому или иному виду труда и формирование соответствующих профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание ряда нравственных, личностных качеств, обеспечивающих успешное включение воспитанников специальной (коррекционной) школы в производительный труд.

        Исправление недостатков трудовой деятельности обучающихся и повышение на этой основе общего уровня их развития являются одной из наиболее важных для специальной (коррекционной) школы проблем. От ее решения зависит продуктивность труда воспитанников в период обучения, а также смогут ли они в будущем работать на массовых производственных предприятиях.                                                                                              На обучение швейному делу в каждом классе отводится немалое количество часов на изучение тем, ассортимент выполнения изделий очень разнообразен.  В рабочую учебную программу   каждого  класса включен раздел «Практическое повторение». Данный раздел предусматривает повторение и изготовление  изделий, ранее уже изученных. Для того  чтобы учащиеся не повторяли одно и тоже изделие, я включаю в учебные занятия  темы  по созданию и пошиву  изделий для мероприятий по заказу школы.         

Работа по созданию  коллекций костюмов можно отнести к 3 направлениям: СЛАЙД № 3

- национальные  костюмы

- танцевальные костюмы.

- костюмы  различных тематик

По каждому из направлений создается коллекция моделей одежды, которая демонстрируется на школьных праздниках и мероприятиях на муниципальном уровне.

СЛАЙД № 4

1. Направление «Национальные костюмы» -  пошив одежды для школьных мероприятий, связанные с толерантностью. Национальный костюм – это бесценное  достояние культуры народа, накопленное  веками.  Национальный  костюм- это своеобразная книга, учившись читать которую, учитель знакомит учащихся  с традициями, обычаями, обрядами и историей своего народа в целом, формирует толерантное отношение к народу разных национальностей.    Изучая данное направление, мы с учащимися знакомимся с историей наших предков, их традициями и обычаями. При создании коллекций этого направления воспитанницам требуется больше помощи от педагога, т.к. модели более сложны в исполнении и изготавливаются из тканей, требующих аккуратности в обработке. Но, несмотря на трудности, пошив моделей у старшеклассниц вызывает неизменный интерес. При этом формируются такие важные качества личности, как настойчивость, терпение и аккуратность в труде, которые будут способствовать успеху в любой работе. Результат всей  проделанной работы учащимися школы были созданы национальные костюмы: русский, марийский и татарский. В процессе работы  над созданием национального костюма каждый прочувствовал атмосферу быта и жизни нашего многонационального народа.

Национальные костюмы  используются  педагогами школы в качестве наглядного пособия на уроках истории Отечества, окружающего мира, развития речи, при изучении тем о народах России и Вятского края. 

     Создание   национальных костюмов  приобщает  учащихся  к духовно-нравственным ценностям народа, к национальной культуре, формирует у детей эстетический вкус, воспитывает  чувство  уважения к своему народу и народу, живущему рядом, расширяет  сведения о декоративно-прикладном творчестве и искусстве.

СЛАЙД № 5                                                                                                                                           2 направление.  «Танцевальные костюмы»- пошив костюмов для мероприятий, связанных с танцевальными постановочными номерами. В этом направлении изделия получаются более легкими,  подбор тканей идёт с учётом прочности, малосминаемости, хорошей гигроскопичности, простотой в уходе. Модели одежды, ткани для выступлений подбираются совместно с руководителями танцевального и музыкального кружков. 

СЛАЙД № 6                                                                                                                                                    3 Направление «Костюмы различных тематик». В данном направлении изготавливаются костюмы для мероприятий, проводимых в школе, это могут быть костюмы для выступлений учащихся в школе и вне школы.

   Обучение  швейному делу  складывается из последовательных этапов. При обучении швейному делу работа над изделием проводится по общей схеме:

 

 1.Знакомство с изделием (анализ изделия и запись его характеристики);

 

 2.Выбор ткани (подбираются образцы для данного изделия);

 

 3.Снятие мерок (снимаются и записываются мерки, необходимые для построения чертежа);

 

 4. Построение чертежа (выполняется чертеж изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину);

 

 5. Изготовление выкройки (изготавливается выкройка в натуральную величину);

 

 6. Раскрой изделия (раскладка выкройки на ткань и раскрой);

 

 7.Пошив изделия (составляется план пошива изделия, пошив и окончательная отделка ).

 СЛАЙД № 7   

      Основная задача  швейного дела  - это создание условий для формирования трудовых умений и навыков и применения их в практической деятельности.                                                                                                       Овладевая  трудовыми  навыками, девочки испытывают затруднения, поэтому задача формирования  трудовых  умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся.

   Для выполнения работ по созданию коллекций одежды  выбираются темы для каждой ученицы индивидуально, с учетом ее уровня развития и способностей.  Учащиеся должны уметь вначале с помощью педагога и в дальнейшем самостоятельно  составлять перечень критериев, которым должно удовлетворять проектируемое изделие. Например,

- требования к внешнему виду, размеры, материалы, свойства изделия, практичность и т.д.  Конечно учащимся  трудно определять эти критерии, поэтому на уроках использую тренировочные  упражнения по составлению звездочек обдумывания. Центром звездочки является название изделия, а от него отходят лучи, против каждого из которых  учащиеся записывают выделенные ими критерия (требования). СЛАЙД № 8  Трудовая деятельность учащихся направленных на выполнение изделий складывается из 3 частей:

1.      Осознание цели и условий деятельности.

2.      планирование предстоящей деятельности.                                                                               При планировании первостепенное внимание обращается на то, чтобы подвести наиболее целесообразная последовательность обработки воспитанниц к выводу о целесообразности начать пошив изделия с определённой операции.  Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, я использую  технологические карты  и задаю вопрос: "Можно ли изменить последовательность пошива?" Каждая учащаяся должна  представлять себе, что в одних случаях определённая последовательность выполнения изделия - это необходимость(иначе нельзя), а в других – выбор вариантов пошива.

В работе над планом приучаю учащихся  обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе, почему нельзя поменять определенный вид операции и что будет.  Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно. У учащихся  формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций.

3.       Выполнение практической  работы.

    Непременное условие каждого из названных этапов -  контроль за действиями учащихся и умение оценить результат самими  ученицами. Для того чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья  могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рук развитыми. Поэтому, при обучении швейному делу большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук. Тренирует пальцы рук  работа с иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа ножницами.

При обучении правильного использования того или иного инструмента, при овладении определённым двигательным приёмам труда тщательно, поэтапно отрабатываю с учениками отдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у них может сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественному выполнению изделия и нарушению правил безопасности труда.    Для развития  мелкой  моторики в пятом классе применяю такие приёмы, как: нанизывание пуговиц на нитку, вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка.  

     Учитывая в работе такие обстоятельства, как быстрое утомление воспитанников, я переключаю их на другой вид деятельности или делаю перерывы.

Данные  приёмы совершенствуют двигательные трудовые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья. Движения становятся более координированными, укрепляются мышцы рук.

    С девочками мы совместно продумываем образ модели. Более сильные учащиеся зарисовывают модели одежды самостоятельно, а  для слабых учащихся  предлагается использовать трафарет человеческой фигуры, изготовленным учителем. Обе категории учащихся очень трепетно относятся к созданию образов, прорисовывая каждый поузловой элемент.                                                                                                                                         При выборе практического задания каждой учащейся подбирается модель изделия, соответственно уровню знаний, и дополнительно к каждой модели продумывается дополнительная отделка, это необходимо с той целью, чтобы выявить определенные умения, а именно планирования своей деятельности, закрепления технико-технологических знаний, умений и развития профессиональных навыков, необходимых в швейном производстве. В основном технологический процесс изготовления изделий выполняется коллективно. Это необходимо для того, чтобы учащиеся могли помогать друг другу, учатся работать в коллективе, воспитывается чувство ответственности.

 Рассматривая во время практической работы вопрос о назначении изделия, мы с  учащимися попутно повторяем усвоенные прежде знания, которые будут необходимы для выполнения данной работы. Уверенность учащихся в том, что их изделия имеют практическую значимость. Учащиеся должны знать, что выполненные их руками  изделия будут неоднократно использованы на различных родах мероприятий, пополняя материальную базу образовательного учреждения.

4 Заключительный этап- просмотр выполненных работ, сравнение с задумкой, самооценка работы и оценка работы коллективом. Учащиеся  оценивают  работы по параметрам требований  к работе. Для оценивания  выполненных работ можно использовать  диаграмму «Паутинка». Оценивание идет по 5 бальной системе. Работа каждого учащегося отмечается  определенным цветом, соединяя  точки параметров,  получают паутинку. Далее обсуждаются те моменты, которые прослеживаются в диаграмме.

СЛАЙД № 9 Таким образом решаются следующие задачи:

- формирование знаний и представлений об эталоне изделия.

- составление плана работы по техническому рисунку и эскизу модели.

- повторение трудовых действий, необходимых для предстоящей задачи

- формирование у учащихся положительного отношения к трудовому заданию.  

Итак,  создавая коллекцию костюмов можно сказать,  что все направления отличаются друг от друга.  Одни модели отличаются лаконичностью, другие поражают сложностью дизайна, разнообразием линией кроя. 

    СЛАЙД № 10 Конечный результат:   изготовлены   костюмы. Они  вызывают  у моих учащихся  чувство удовлетворения, радость похвалой окружающих или оценкой учителей. Это способствует воспитанию уверенности в себе, осознанию значимости своего труда для других людей и повышает неизменный интерес к швейному делу.  В процессе обучения развивается внимание, способность терпеливо достигать запланированного результата, формируется умение видеть прекрасное в результатах своего  труда и ценить его, формируются элементы технологической культуры: труда, человеческих отношений, домашнего быта,  обогащается социальный опыт учащихся, пополняется материальная база школы. И наверно самое главное в этой работе является то, что я совместно с учащимися  получают истинное удовольствие от проделанной работы. 

 

 

         

Ресурсный центр
  • Ресурсный центр

  • Друзья сайта
  • Юго-Восточный образовательный округ
  • Информационно-образовательный портал Кировской области
  • Детская школа искусств г. Вятские Поляны
  • Вятскополянский КЦСОН
  • Вятскополянский исторический музей

  • Родителям
    Информационная безопасность детей в Интернете
    Зачисление в первый класс
    Согласие на обработку персональных данных
    О психотропных и наркотических веществах
    Что делать, если ребёнок пропал
    ИПРА ребенка-инвалида

    Профсоюз
    Профсоюз


    Оценка качества
  • Независимая оценка качества образования

  • Опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 102