Целью школьного образования сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация выпускников коррекционной школы. Особое место в достижении этой цели занимает проектная деятельность.
Для умственно отсталых детей бывает сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Проектирование способствует коррекции этих недостатков путем анализа, синтеза, сравнения прообраза изделия с тем, что получилось в итоге. Метод проектов хорошо способствует развитию познавательной активности умственно отсталых школьников. Проектная деятельность, в принципе и не возможна без наличия у школьников определенного уровня познавательной активности. Познавательная активность наших учащихся проявляется в присутствии любознательности, самостоятельности, способности к волевым усилиям, умение ставить цели, умение дать самооценку, инициативности, выбора трудных заданий, умение переносить знания на практику.
Мы (педагоги) опираясь на опыт школьника, учитывая его познавательные интересы, его способности и возможности, уровень творческого потенциала помогаем наметить направление учебной работы. На основе принципа сотрудничества учителя и ученика выстраиваем образовательную траекторию, реализуемую в проектной деятельности.
Проектная форма позволяет улучшить учебный процесс – мотивацию, качество предметных знаний, умений и навыков. С большим увлечением выполняется учащимися деятельность, которая выбрана свободно самим. Если ребенку интересно делать то, что он делает, а справиться он может, только будучи умелым в определенных сферах, то он начинает активно работать над развитием своей умелости, сам не замечая этого. Деятельность учащихся на таких уроках, необходимо планировать как индивидуальную, парную и групповую. Проект может не занимать полностью все уроки. Можно использовать элементы проектной деятельности. Все определяет учитель: он структурирует каждый урок в соответствии с логикой познавательной деятельности и тематикой, предусмотренной программой обучения.
По доминирующему методу проекты делятся на исследовательские, творческие, информационные и практико-ориентированные. Далее... (скачать)