Вторник
18.06.2019
15:51
Приветствую Вас Гость
RSS
 
КОГОБУ ШОВЗ г.Вятские Поляны
Телефон: 8(83334)6-18-78
Адрес электронной почты: korrectcionvp@mail.ru
Главная Регистрация Вход
Методическая копилка »
Юбилейные даты

Проекты
Подари детям радость
Сады Победы Благоустройство Новогоднее настроение

Сведения о школе

Кировская правда

Форма входа

Телефоны
«Горячая линия» по вопросам незаконных сборов
Детский телефон доверия


Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Счетчик Спутник

 
 
 
 

Тема: Формирование активной лексики у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости

Актуальность исследования. Формирование и совершенствование речи школьников  было и остаётся одной из перспективных психолого-педагогических проблем. В современных условиях усиливается ориентация на личность ученика, имеющего проблемы в развитии интеллекта, все более важная роль в становлении языковой личности ребенка принадлежит его активному словарному запасу.

Слово имеет фундаментальное значение и занимает центральное место в формировании человеческого сознания. Словарный запас является не только одним из самых значимых компонентов высказывания, но и свидетельствуют о глубине дифференцированного познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов. Наличие развернутой лексики в речи школьников в определенной степени служит показателем зрелости личности в эмоциональной, морально-этической, психологической сфере, поскольку слова-оценки, слова-характеристики выражают отношение человека к миру, к окружающим и самому себе.

В специальной литературе достаточно подробно освещены такие особенности учащихся с нарушенным интеллектом, как ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов разной грамматической природы (М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, Р.К Луцкина, А.Р.Маллер, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова, М.С.Соловьева, Н.В.Тарасенко, Ж.И.Шиф ). Проанализировано использование слов различных тематических групп (В.В.Воронкова, Г.И.Данилкина, Т.Н.Иванова, Н.В.Тарасенко,  Ж.И.Шиф). Исследователями  отмечается патологический разрыв между активным и пассивным словарем умственно отсталых детей (А.К.Аксенова, Г.М.Дульнев, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова).На значимость проблемы изучения функционально-семантической стороны лексического запаса учащихся с нарушением интеллекта указывали А.К.Аксенова, М.Ф.Гнездилов, З.Н.Смирнова, Н.В.Тарасенко.

По результатам исследований вышеуказанных авторов, направленных на выявление особенностей развития речи  детей с нарушением интеллекта, известно, что у таких детей наблюдается несформированность, в той или иной степени, всех операций речевой деятельности. Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира и затрудняет процесс обучения. В связи с этим задача формирования и развития лексики ставится перед учителем с первых дней  пребывания ребенка в школе и решается в течение всех лет его обучения.  Овладение словарём позволит совершенствовать познавательную и коммуникативную деятельность школьников с нарушенным интеллектом, будет способствовать адаптационным процессам в социуме.

          Проблема: У школьников   с лёгкой степенью умственной лексические  ошибки свидетельствуют о недостаточности  процессов  усвоения разных компонентов значения слова, о нарушении механизмов отбора и систематизации  словаря.о

В норме преобладающую роль играют смысловые связи (ситуационные или понятийные), которые меняются в зависимости от поставленной перед испытуемым задачи; звуковые связи, как правило, тормозятся. При патологических состояниях мозга избирательность речевых связей может нарушаться и заменяться равновероятным всплыванием любых связей, что резко затрудняет селективное протекание речевых операций. При особых патологических состояниях коры (тормозных или фазовых состояниях) все речевые связи уравниваются и всплывают с равной вероятностью или даже заторможенные ранее связи начинают преобладать.

Умственно отсталый ребенок воспринимает слова иначе, чем нормальный, и система связей, которые возбуждаются у него словами, другая, чем у нормального школьника. Это означает, что у этих детей слова возбуждают связи как по смысловому, так и по звуковому признаку, что, следовательно, избирательность смысловых словесных связей, характерная для нормального школьника, у них нарушена.

Результаты опытов показали, что характер семантических полей не остается у умственно отсталых детей постоянным, а существенно варьирует в зависимости от состояния ребенка, в частности от его утомления и изменяется в зависимости от контекста. Припоминание нужного слова или называние соответствующего предмета зависит по крайней мере от двух факторов. Одним из них является частота, с которой встречается данное слово в данном языке и прошлом опыте субъекта. Хорошо упроченные, привычные слова припоминаются гораздо легче, чем относительно редко встречающиеся слова. Вторым фактором является вхождение слова в определенную категорию. Слова, обозначающие вещи, относящиеся к определенной категории, припоминаются значительно легче, чем слова, лишенные такого обобщенного, «категориального» характера.

Чтобы понять, что  слово относится к данному  предмету, ребёнок  должен  хорошо  слышать, видеть и  трогать  этот  предмет. И  как  только  зрительные, осязательные  и др. ощущения  несколько  раз  совпадут с  услышанным  словом, устанавливаются  связи  между  словом  и  предметом. Этот  процесс  «опознания» слышимых  звукосочетаний лежит  в  основе речевого (фонематического ) слуха.

Особым образом стоит проблема обогащения речи детей с лёгкой умственной отсталостью  глагольной лексикой. Глагол отличается сложностью содержания, семантической емкостью, занимает центральное положение в структуре предложения. Трудности усвоения и активного использования глагольной лексики школьниками с лёгкой умственной отсталостью связаны в значительной мере с его абстрактным значением, с широтой и неопределенностью сферы применения, с недостатками формирования предикативной функции речи у рассматриваемой категории аномальных детей. По мнению Г.А.Волковой, следует уделять должное внимание развитию глагольной лексики, так как предикат отражает отношение к действительности. Трудности усвоения глаголов значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира и затрудняет процесс обучения.

 

Работа по формированию глагольной лексики проводится по следующим направлениям:

v расширение объема словаря параллельно с расширением
представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности;

v уточнение значений слов;

v активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

С учетом полученных результатов и ранее изложенных критериев и принципов была разработана логопедическая работа по формированию лексической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Расширение глагольного словаря целесообразно начинать с глаголов со значением движения и эмоционального состояния человека. Глаголы этих лексико-семантических групп можно отрабатывать с помощью подвижных и дидактических игр. Так же глагольный словарь расширялся продуктивными глаголами, обозначающими движения, состояния человека, его действия, движения животных, кто и какие звуки издает.

Для формирования лексики  были использованы сюжетные игры;

показ и название предметов, игрушек, их действий в процессе дидактических игр, беседы и рассказы с иллюстрацией; объяснение и повторение; речевые игры и упражнения; подвижные игры с речевым сопровождением.

Глаголы со значением предметных действий  отрабатывались с опорой на предметно-практическую деятельность: игры с песком и сыпучими материалами: крупа, сахар, камешки (глагол сыпать и его приставочные производные), игры с водой (глагол лить и его производные), аппликацию (глаголы резать, клеить, мазать), игры с мелкими предметами (глаголы доставать, давать, вынимать).

 

 

Дидактический  материал

Спасибо Елене Владимировне Краснопёровой за замечательные уроки и  предоставленные материалы по развитию техники речи.   

 
   
     
 
 
  
 
 
    
 
 
   
 
  
 
  
 
  
 
 
  
 
  
 
 
 
 
  
 
  
 
  
 
Логопедическая разминка

 

Тема:  Логопедическая разминка

Автор (ведущая) Ожгихина Елена Ильинична, учитель -логопед   

Участники: учащиеся 1-2-3-4, 8 (класс поддерживающего обучения) классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида и педагоги

Задачи:

Образовательная: создать условия для формирования мимических и артикуляционных движений.

Коррекционно – развивающая: совершенствование речи (активный словарь, общая и мелкая моторика, интонационная выразительность) через использование артикуляционной, дыхательной гимнастики, дидактических игр.

Воспитательная: создать условия для воспитания и  укрепления интереса   к правильной речи.

 

  Мы с вами собрались, чтобы потренироваться  правильно и красиво говорить. А что для этого нужно?(ответы детей)

1. Губы—«Улыбка» с оскалом резцов-попеременно «Улыбка» - «Трубочка» под счёт до 5 .

 

 Язык— высунуть язык, удержать на средней линий сделать язык широким «Лопатка»;

-сделать язык узким(«Иголочка») – попеременно широким- узким  под счёт до 5;

поднять кончик языка за верхние резцы - опустить на нижние резцы- «Маятник», «Качели», «Цокание»

Щёчки – надуем обе щёки, затем поочерёдно: левую, правую

Дыхание- используем  ветродуйчки

 

Голос- пропевание гласных (игра «Тихо- громко»)

 

 

 

2. А можем мы без голоса что- то сказать или объяснить?  (жесты)

 

Игра «Летит по небу шар»

3. Если мы хотим сказать что- то приятное, как мы говорим? (ласково)

--Назови себя (друга) ласково.

--А как обращаемся к незнакомым  взрослым, педагогам, если нужно что-нибудь спросить?

4. От того, как вы учитесь зависит ваше умение читатать. Игра «Расскажи чистоговорку» (вытягиваем буквы по алфавиту, чистоговорки заготовлены заранее).

-- Расскажи как …медведь, мышь, лиса.

5.А сейчас назовите мне пожалуйста  детёнышей животных.

 

У Козы--             у гуся--                   у собаки--        у белки--           
У Волка--            у медведя--            у курицы--       у ёжика—

 

У Утки--              у свиньи--              у лисы--           у лошади—

У Коровы--          у льва--                  у овцы--     

 

6.– Скажите, ребята, а от чего ещё зависит правильность нашей речи? (от внимания) -- Вот я и проверю. Встаньте пожалуйста и выполняйте то, что  говорю, а не показываю.

 

 

7. Потренируем  себя в чтений скороговорок:

Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,

Сунул грека руку в реку-  

Рак за руку грека цап!

 

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка  не бела,

Белой даже не была.

 

 

Огурцы- молодцы зеленобелогубы

 

Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Бык тупогуб, у быка губа тупа

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла

От топота копыт пыль по полю летит

Говорил попугай попугаю: 

Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай:

Попугай, попугай, попугай!

 

8. А ещё красота нашей речи зависит от того, как много слов мы знаем. Я сейчас вас попрошу подобрать слова наоборот.

Грустный- весёлый             Трусливый- смелый             Высоко- низко

День- ночь                            Молодой- старый                 Далеко- близко

Смеяться- плакать                Тонкий- толстый                  Бежать- стоять

Разговаривать- молчать        Большой- маленький          Идти- стоять

 

9. – А от интонаций красота нашей речи зависит? Давайте мы с вами расскажем знакомое стихотворение в разных интонациях, каких? (спокойно, вопросительно, побудительно, можно с грустью, с радостью, с обидой).

 

 

(стихотворение А. Барто «Наша Таня»)

 

10. Релаксация

-- Ну что ж, вы прекрасно сегодня поработали и, наверное, поняли, почему нужно   красиво говорить? 

 
 
Ресурсный центр
  • Ресурсный центр

  • Друзья сайта
  • Юго-Восточный образовательный округ
  • Информационно-образовательный портал Кировской области
  • Детская школа искусств г. Вятские Поляны
  • Вятскополянский КЦСОН
  • Вятскополянский исторический музей

  • Родителям
    Информационная безопасность детей в Интернете
    Зачисление в первый класс
    Согласие на обработку персональных данных
    О психотропных и наркотических веществах
    Что делать, если ребёнок пропал
    ИПРА ребенка-инвалида

    Профсоюз
    Профсоюз


    Оценка качества
  • Независимая оценка качества образования

  • Опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 102